Оглашение итогов рейтинга прошло на заседании рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.
Организатором рейтинга является Объединение потребителей России - единственная общественная организация, составляющая рейтинги на базе исследований эффективности защиты прав потребителей в стране.
Цель рейтинга - представить обществу и государственным органам власти общественную оценку эффективности деятельности участников Национальной системы защиты прав потребителей на её региональном уровне.
Рейтинговые исследования проводятся каждые два года начиная с 2010 г. по специально разработанной методике, которая совершенствуясь дает возможность получать объективную оценку и отслеживать тенденции. Рейтинг имеет семь критериев. Каждый регион анализируется по 161 показателю.
По результатам исследований Республика Башкортостан вошла в пятерку лучших в 6-ти критериях рейтинга из 7-ми, причем в трех из них – стала лидером, набрав наибольшее количество баллов.
Создание благоприятных условий для защиты прав потребителей стало возможным во многом благодаря реализации с 2018 года государственной программы «О защите прав потребителей в Республике Башкортостан», главная цель которой – повышение эффективности механизмов защиты прав потребителей на территории Республики Башкортостан и повышение уровня защищенности потребителей от товаров, работ и услуг ненадлежащего качества.
За последние три года в регионе значительно возросло количество мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности, усилен муниципальный уровень поддержки потребителей, ведется просветительская и информационная работа среди покупателей.
Большое внимание уделяется мониторингу качества продукции, представленной на потребительском рынке республики. Повышается доступность информации о составе продукции путем размещения на специально созданном портале «Открытое качество» (kachestvorb.ru), на страницах которого можно ознакомиться с актуальными результатами лабораторных испытаний пищевой продукции.
Также реализуется проект «Продукт Башкортостана». Основная задача которого – стимулирование производства и потребления продукции республиканских производителей, создание эффективной системы продвижения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Одним из критериев Рейтинга регионов России по уровню защищенности потребителей, является «Введение в субъекте Российской Федерации института (должности) уполномоченного по правам потребителей».
В августе 2021 года в Республике Башкортостан создан институт Уполномоченного по правам потребителей (распоряжение Главы РБ от 10 августа 2021 года об Уполномоченном, Указ Главы РБ от 16 сентября 2021 года № УГ-521 об утверждении положения об Уполномоченном). Уполномоченный по правам потребителей действует на общественных началах.
Главной целью проводимой работы по защите прав потребителей в Республике Башкортостан является сохранение благополучия и здоровья людей, повышение правовой грамотности населения.